Воздушный кодекс РФ с комментариями к статьям

Статья 14. Организация использования воздушного пространства


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 114-ФЗ в пункт 1 статьи 14 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя:

1) установление структуры и классификации воздушного пространства;

2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;

3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;

4) организацию воздушного движения, представляющую собой:

обслуживание (управление) воздушного движения;

организацию потоков воздушного движения;

организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

5) контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.


<Статья 13 | Статья 14 | Статья 15>

Научно-практический комментарий:

1. В пункте 1 ст. 14 ВК устанавливается перечень необходимых действий, обеспечивающих безопасное, экономичное и регулярное воздушное движение, а также другую деятельность, связанную с использованием воздушного пространства.
Каждое действие, указанное в подп. 1 - 5 ст. 14 ВК, необходимо комментировать в процессе рассмотрения последую-щих статей гл. II ВК.
2. Норма п. 2 ст. 14 определяет органы, уполномоченные осуществлять организацию использования воздушного про-странства. К ним относятся:
уполномоченный орган в области использования воздушного пространства. В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 и Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 таким органом является Минтранс России; в то же время функции контроля над соблюдением ФП ИВП (подп. 5 п. 1 ст. 14) возложены на Росаэронавигацию в соответствии с п. 1 Положения об этой Службе;
органы Единой системы организации воздушного движения, куда входят главный центр, зональные, районные и вспо-могательные районные центры;
органы пользователей воздушного пространства, к которым относятся командные, командно-диспетчерские и другие пункты ОВД (в гражданской авиации) или управления полетами (в государственной и экспериментальной авиации);
органы контроля ПВО Вооруженных Сил Российской Федерации (разведывательно-информационные центры).
Перечисленные органы организуют использование воздушного пространства в установленных для них зонах и рай-онах (см. комментарий к ст. 15 ВК). Компетенция этих органов в области организации использования воздушного простран-ства определяется Правительством Российской Федерации:
Минтранса России - в Положении о Минтрансе России;
Единой системы организации воздушного движения - в Положении о ЕС ОрВД;
органов пользователей воздушного пространства и органов контроля Вооруженных Сил РФ - в Федеральных правилах использования воздушного пространства.
Однако содержание п. 2 ст. 14 не в полной мере соответствует практике организации использования воздушного про-странства. Этот пункт устанавливает, что организует использование воздушного пространства только один уполномоченный орган - Минтранс России. На практике же такие функции, как установление структуры воздушного пространства (подп. 1 п. 1) в отношении, например, запретных зон и контроль над соблюдением ФП ИВП (подп. 5), безусловно, выполняет и Минобороны России.