Воздушный кодекс РФ с комментариями к статьям

Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства

1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:

1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;

4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;

5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;

7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;

8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;

9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;

10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;

11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;

12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;

13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;

14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.


<Статья 12 | Статья 13 | Статья 14>

Научно-практический комментарий:

1. Норма п. 1 ст. 13 устанавливает важнейший принцип воздушного законодательства - "Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование". Законодатель, закрепив принцип равноправия пользователей воздушного пространства, позволил создать справедливую правовую базу, не допускающую дискриминацию по ведомственному, организационно-правовому, функциональному или иному признаку. Этот принцип соответствует развитому обществу и демократическому государству.
2. Пункт 2 ст. 13 ВК в развитие принципа равноправия, установленного п. 1 ст. 13 ВК, предоставляет право на пре-имущественное использование воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами в зависимости от важности и срочности предстоящей или осуществляемой деятельности в воздушном пространстве при возникновении потребности в такой деятельности одновременно двумя или более пользователями воздушного пространства. На практике же воздушное пространство (воздушные трассы, районы аэродромов, аэроузлов, зоны испытательных полетов и другие элементы структуры воздушного пространства, указанные в ст. 15 ВК) одновременно бесконфликтно используется двумя и более пользователями воздушного пространства круглосуточно. И только если безопасное, эффективное и рациональное использование воздушного пространства конкретного элемента структуры при одновременной деятельности двух и более его пользователей невозможно, необходимо предоставлять это пространство в соответствии с государственными приоритетами, установленными в п. 2 ст. 13 ВК.
3. Практическое применение ст. 13 ВК в основном подтвердило правильность и справедливость установленных госу-дарственных приоритетов в использовании воздушного пространства. Однако в последние годы возросла угроза террористической деятельности, в том числе с использованием воздушных судов в качестве оружия для уничтожения людей и объектов (что подтвердила трагедия в США 11.09.2001). В связи с этим возникает потребность во включении в подп. 1 п. 2 ст. 13 ВК нормы о предотвращении террористического акта. Кроме того, некорректность редакции подп. 5 п. 2 ст. 13 ВК относит к этому уровню иерархии приоритетов все полеты воздушных судов, что не соответствует действительности и полностью разрушает всю конструкцию приоритетов, указанных в подп. 6 - 13 п. 2 комментируемой статьи.